Данная статья посвящена логистической речной системе современной России, как следствие созидательного труда многих поколений. Потребность в создании морских маршрутов очевидно проистекает из потребности в обмене, торговли и перемещении иных грузов военного и экспедиционного содержания. Сложно представить себе как могла бы развиться территория русской равнины (восточно-европейская равнина), не будь здесь такой разнообразной и массивной речной системы. Двина (северная, западная), Волга, Кама, Днепр, Ока, Дон, Нева и многие другие реки сплетены ныне каналами в единую речную систему, позволяющую достигать вод четырех морей - Белого, Балтийского, Каспийского и Черного. Такой доступ открыл возможность не только для экспорта продуктов производства плодородных и богатых земель поволжья и центральной России, но и обеспечивает также культурную, демографическую, военную и промысловую связь на всей протяженности русской равнины.
Первоначальная значимость водной системы восточно-европейской равнины определялась тем, что формировала некие торговые пути (пр. путь из варяг в греки), а с торговлей и приходила колонизация земель вдоль днепра, оки, двины, что и стало прообразом будущего русского государства.
Дальнейшее использование водной системы этих обширных территорий, также в связи с обретением Россией доступа к черному и балтийскому морям, позволяла экспортировать в европу в первую очередь пшеницу, произрастающую на юге россии и в поволжье. Это стало возможно при соединении Волги с озерами Онега и Ладожским.
На текущий момент, экономическая подоплека для существования этой водной системы заключается в возможности экспорта нефтепродуктов с поволжья.
А будущая, неимоверно сложная задача, но одновременно открывающая России огромные транзитные возможности, это расширение северных каналов, связывающих балтийское и белое море, с целью сокращения водного пути с северного морского пути к крупнейшим портам европы.
Соответственно начать описание водно-логистической системы предлагаю с севера на юг, и начнем мы с белого моря, которое является внутренним морем России и имеет выход далее в мировой океан через баренцево море и далее на восток через карские ворота в северный морской путь, или на запад через норвежское море к берегам европы или в атлантику. Город, стоящий на впадении реки Выг в белое море, называется Беломорск, он связан системой каналов и множеством шлюзов беломорско-балтийского канала с Онежским озером. Данные каналы, в связи со своим не самым грандиозным размером, не позволяют на текущий момент проплывать там современным огромным судам и танкерам, однако некоторое судоходство, пусть и не кругло-годичное, он обеспечивает.
Онежское озеро, является одним из крупнейших в Европе и России и весьма глубоководным. Северная часть озера является воротами к белому морю, а в южной части озера находится Волго-Балтийский канал или Мариинская водная система.
Данный канал, через проходя через Онежское озеро, связывает Волгу, Каспий, Дон и черное море с Балтикой, но об этом позже.
Западная часть Волго-Балтийского канала впадает в реку Свирь, которая открывает прямой путь к самому большому озеру Европы и второму по величине России (Онежское на третьем в России и втором в Европе), имеется в виду Ладожское Озеро.
Ладожское озеро. Огромное по своим размерам, ладожское озеро выполняет также важнейшую логистическую функцию, позволяющую судам следовать с Волги на Балтику и как и в ситуации с Онежским озером, с Карелии в центральную Россию. Впадающее в Ладожское озеро река Свирь, продолжает логистический коридор далее на запад, в приметную для всей истории России реку Нева.
На реке Нева стоят такие города как Шлиссельбург - в самом восточном её начинании, и одна из столиц России - город Санкт-Петербург. Один из крупнейших портов России и Европы, грандиозная Верфь и западная морская граница России, связанная с водной системой всей русской равнины, открывает возможности для экономических и торговых связей с Европой и далее. Однако это также и ворота в саму Россию, место с которого начинается наш дальнейший путь к волге.
Пройдя обратным путем из Санкт-Петербурга по Неве в Ладожское, а затем по реке Свирь в Онежское озеро, мы вновь оказываемся на месте так называемого Волго-Балтийского канала.
Волго-Балтийский водный путь является ключевым связующим элементом внутренней речной системы России с внешней, имеющей выход в мировой океан через Балтику. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 м, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т.. Соответственно начиная свой путь от Финского залива (от г. Санкт-Петербурга) на восток по водным артериям, которые примыкают к Волго-Балтийскому каналу, водный путь идет дальше условно в направление Юга. С севера на юг данный путь проходит через озера Вытегорское с одноименным город на его берегу и продолжается дальше, следуя по Мариинскому каналу, до озера Белое. Озеро Белое является весьма крупным, имеющее хозяйственное значение для своего региона, но безусловно главная его функция - логистическая. Продолжается Волго-Балтийский водный путь далее на юг по реке Шексна, пока не встретится с г. Череповец, на берегу огромного Рыбинского водохранилища. Собственно здесь начинает по настоящему раскрываться хозяйственное значение данного водного пути, ибо вокруг Рыбинского водохранилища расположен промышленный металлургический кластер, использующий данный путь в своих целях, получая необходимые ресурсы частично по воде.
Рыбинское водохранилище является искусственным озером, водный уровень которого поддерживается Рыбинской ГЭС, являющейся после Шекскнинской ГЭС второй и одной из самой крупной ГЭС на севере данного пути.
Волга. Рыбинская ГЭС является регулирующей ГЭС для всего каскада ГЭС на Волге, и соответственно открывает путь далее на юг. Волга имеет исток в Тверской области, и впадает первый делом в Рыбинское водохранилище, а лишь затем ,минуя Рыбинскую ГЭС устремляется огромным массивой далее на Юг.
Волга, и её бассейн, является главной транспортной водной артерией центральной России, впадающие в Волгу реки, такие как Ока, Кама, Вятка и другие, позволяют связывать гигантский регион в единую сеть. Начнем с того, что с севера на юг на Волге стоят такие города как Ярославль, Кострома и Нижний Новгород, который также является местой слияние реки Оки, в Волгу.
Ока, являясь притоком Волги связывает практически большую часть Российской части Русской равнины в единую водную сеть. Протека по замысловатой дугообразной траектории, Ока собирает в себя такие реки и крупные города на них как Орёл, Рязань.